СИЗО-2 Таганрога переходит в обычный режим работы. Что происходило в учреждении с военнопленными и что будет ждать обычных заключенных?
В наблюдательной комиссии области отметили: «Туда не было доступа. А сейчас изолятор опять начал функционировать в прежнем режиме, туда увели детей — обычных заключенных, и изолятор опять попал в наши полномочия». Глава ростовской ОНК Игорь Омельченко добавил, что пленных украинцев из СИЗО Таганрога могли «вывезти в Чечню или еще куда-то». СИЗО-2 заработало в нормальном режиме после двух лет работы вне юрисдикции ФСИН и без доступа правозащитников.
«Где содержатся украинцы сейчас, неизвестно. Их могут вывезти в Чечню, еще куда-то, потому что у нас перелимит и разгружали учреждения, — заявил Омельченко — Почему был перелимит: во-первых, СИЗО-2 закрылось в 2022 году, и всех, кто там находился, раскидали по нашим другим СИЗО. А во-вторых, больше 300 человек — это как раз арестованные по террористическим статьям, дела которых рассматривает Южный окружной военный суд. И за счет них тоже образовался перелимит». После возобновления работы таганрогского СИЗО-2 в обычном режиме, по словам Омельченко, решилась проблема с перегруженностью изоляторов Ростова-на-Дону и региона.
Два года сотрудники ОНК не могли посещать содержащихся в СИЗО-2 арестантов. Омельченко объясняет это тем, что изолятор «передавали в другое ведомство». Официально следственный изолятор был закрыт. А в это время там происходили неподконтрольные общественности события. В частности, в сентябре 2024 там погибла при невыясненных обстоятельствах украинская журналистка Виктория Рощина. Рощина пропала в мае 2023 года в зоне СВО, там она снимала репортаж для европейского телеканала. Девять месяцев родным было о ней ничего неизвестно, после чего выяснилось, что ее арестовали и отправили в тюрьму на территорию России. Это официально сообщала российская сторона в ответ на запрос украинского уполномоченного по правам человека. Подтверждал это и Международный Красный Крест.
В сентябре на его запрос, сделанный совместно с отцом Виктории поступил ответ о её гибели в СИЗО-2 Таганрога без объяснения причин. О гибели гражданского лица из Украины в СИЗО-2 Таганрога уведомлены ООН и Международный Красный крест. Первым узнал о смерти отец Виктории Рощиной. В ответ на запрос отца Виктории Владимира Рощина о местонахождении и здоровье дочери, Минобороны РФ 2 октября прислало ему короткое сообщение, датой смерти указано 19 сентября 2024 года. Причину семье не сообщили. Тело журналистки Виктории Рощиной передадут семье в рамках обмена телами, говорится в том же письме. Стоит отметить, что все это время Рощиной не был присвоен статус военнопленной и не были предъявлены какиелибо обвинения.
Концлагерем называл СИЗО-2 Таганрога и другой украинец, который все же попал туда как военнопленный, а не как гражданский человек. Последний год он не мог говорить из-за изменений в психике. В общей сложности в плену Гульчук провел два с половиной года, с 12 апреля 2022-го по 13 сентября 2024 года. За это время его несколько раз этапировали из одной тюрьмы в другую. Больше всего времени он провел в Таганрогском СИЗО2. 13 сентября состоялся обмен пленными между Россией и украинской стороной, тогда морпех ВСУ получил свободу. Кадры встречи Юрия с мамой Миланой Компаниец после его возвращения на Украину облетели многие СМИ. В то время он с трудом мог общаться, и выглядел подавленным, а мать пыталась привести его в чувство.
«Почему люди так жестоки друг к другу? Откуда столько боли? К чему столько лжи?» — это были первые слова, которые он сказал маме. Юрию понадобилось несколько дней, чтобы поверить, что он действительно дома, начать самостоятельно питаться и снова разговаривать с людьми. В октябре 2024-го Управление Верховного комиссара ООН по правам человека заявило, что Россия систематически подвергает украинских пленных пыткам. В отчете говорилось, что в российских тюрьмах пленных пытают электрическим током, избивают, подвергают сексуальному насилию, лишают сна, держат в неудобных позах в течение длительного времени, унижают человеческое достоинство и угрожают насилием.
Эти факты подтвердила Миссия ООН по мониторингу прав человека в Украине. По ее данным, 95% украинских пленных, которых удалось обменять, в российском плену подвергали пыткам. Глава Миссии Даниэль Белл признала, что это «худшее, что она видела за последние 20 лет посещения узников от имени ООН». Юристы, в том числе российские, отмечают, что формально в России нет ни одного военнопленного. «Россия никому не дает этот статус, чтобы не соблюдать положения Третьей Женевской конвенции об обращении с военнопленными. Есть «задержанные за противодействие СВО», Погибшая журналистка Рощина также находилась в таком статусе», — говорит российский адвокат Иван Полозов. Но такого статуса нет ни в одном российском законе.
Правом на адвоката и на переписку обладают только те пленные, против которых возбуждено уголовное дело. Тогда родственники могут связаться с ними с помощью сервисов «ФСИН письмо» и «Зона телеком», но есть проблема — оплатить их можно только Российской картой. Если пленный погибает в плену, то при обмене тел часто их предоставляют в таком виде, что установить причину смерти невозможно – сообщали родственники погибших в СИЗО-2 Таганрога украинских пленных представителям Красного креста и ООН. История об обращении с пленными заслуживает внимания потому, что сотрудники ФСИН после подобного режима работы смогут получить профдеформацию и распространять насилие далее не только на российских заключенных, но и вовне системы – на гражданских, в первую очередь на свои семьи, но и на посторонних людей.
На третьем году СВО в России на 70% увеличилось число осужденных по статьям против половой неприкосновенности. По статье о насильственных действиях сексуального характера при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст 132) число осужденных выросло наполовину. Отягчающие обстоятельства — это преступления, совершенное группой лиц, или соединенное с угрозой убийства, тяжкого вреда здоровью, повлекшее заражение венерическим заболеванием. Еще больший рост, на 77%, по самой тяжкой, 5 части той же статьи – если эти действия совершены против несовершеннолетних или совершены повторно лицом, в прошлом осужденным за подобные преступлении. Основной вклад в статистику вносят вернувшиеся из зоны боевых действий на Украине ветераны, у которых проявляется ПТСР и иные расстройства. Но уровень насилия растет и среди других категорий, которые не были на СВО и не участвовали в боевых действиях.
Психологи считают, что рост таких преступлений напрямую связан с последствиями военных действий и пропагандой насилия в обществе. «Сексуализированное насилие не столько направлено на удовлетворение сексуальных потребностей насильника, сколько выступает инструментом реализации потребности во власти и контроле, особенно это актуально для действующей сейчас в России патриархальной традиции, а соответствующий тренд — маркер изменения приемлемости и допустимости насилия в общественном сознании» - отмечает старший научный сотрудник института Когнитивной психологии Российской академии наук Элина Петрушевская. Стоит отметить, что статистику по убийствам МВД России перестало публиковать еще весной 2024 года. Если уровень агрессии из-за стресса растет, а убийства и пытки становятся нормой по отношению в врагам, то рано или поздно у некоторых представителей силового блока в силу психических изменений сместятся моральные установки и по отношению к окружающим. Обществу лучше готовиться к этому заранее
- Антироссийский вектор: как Лондон выстраивает курс на «противодействие» РФ и КНР
- «План Украины бесперспективен»: что стоит за заявлением Генсека ООН о поддержке Минских соглашений
- «Плотно вовлечены в антироссийскую деятельность»: МИД РФ запретил ряду британских граждан въезд в Россию
- «Континентальная система безопасности»: почему в Евросоюзе снова заговорили о необходимости военной независимости от США
- «Противоречит радикальной позиции Украины»: почему в ЕС выступили за продолжение диалога с Россией