Экономика военного времени: благосостояние ростовчан с учетом поправки на инфляцию не растет, но заработать в 8 раз больше средней зарплаты возможно.
В то же время в июле власти Ростовской области смогли найти дополнительные возможности регионального бюджета и увеличили региональную надбавку за заключение контракта для отправки на СВО. Единовременная выплата от региона выросла до 1,2 млн рублей, она прибавляется к федеральной выплате в 400 тыс. рублей. Увеличенную сумму получают как жители Ростовской области, заключившие контракт с Минобороны, так и жители других регионов, обратившиеся с этой целью в ростовский облвоенкомат. По словам Губернатора Василия Голубева, для получения выплаты контракт следует заключить на год и более. «Идем на эти шаги, чтобы стимулировать привлечение граждан на военную службу по контракту», — пояснил глава региона
— Доплаты для ранее мобилизованных не предусмотрены. Выплата предоставляется единовременно и однократно, — уточнила пресс-секретарь главы региона Ирина Четвертакова. Участникам СВО положена единовременная выплата, выплата при ранениях и травмах, деньги семье участника в случае его гибели и другие. Итого, если новый контрактник проведет на СВО год и останется живым и невредимым – то с учетом федеральной выплаты за новый контракт, региональной выплаты и ежемесячного довольствия от 200 тыс. рублей – заработок составит 4 миллиона рублей.
Медианная зарплата в Ростовской области – 42 тыс рублей в месяц, именно столько получает средний работник. Получается, на СВО можно заработать за год столько, сколько «на гражданке» удается заработать за 8 лет. В некоторых регионах, в том числе в Москве, выплаты уже осенью повысили еще больше. Все это происходит на фоне обсуждения в Государственной Думе проекта бюджета России на 2025 год. Совокупно 15 триллионов рублей или 40% российского бюджета на следующий год пойдет на военные расходы и обеспечение безопасности, это рекордная пропорция со времен СССР. Но есть еще закрытые статьи бюджета, которые с большой вероятностью, также засекречены по тем причинам, что они предназначены для ведения военных действий. При этом траты на образование, пенсионеров, культуру и спорт не растут, что с учетом высокой инфляции фактически означает их постоянное падение из-за снижения покупательной способности денег
Например, за сентябрь цены на сметану и сливочное масло подскочили в Ростовской области на 13 рублей, и на 46 рублей, сообщает Ростовстат. Теперь килограмм сметаны стоит 319 рублей (было — 306). А за килограмм сливочного масла попросят 909 рублей (было — 863). Такими темпами к Новому году оно может подорожать до тысячи рублей. Цены подскочили и на мясо. Говядина обойдется сейчас в 568 рублей, хотя в августе была 561 рубль. На 10 рублей ценник подняли на свинину (с 366 до 376 рублей) и баранину (с 739 до 749 рублей).
В то же время в самой Ростовской области падают показатели социально-экономического развития. Объемы сельскохозяйственной продукции уменьшаются. Согласно данным, которые опубликованы на сайте Правительства Ростовской области, за последние 9 месяцев они упали на 11,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Впрочем, проблемы не только в агропромышленном комплексе. В абсолютном выражении с января по сентябрь ростовский АПК произвел продукции на 164,8 млрд рублей. Падение оказалось почти в три раза больше, чем в среднем по России.
Добыча полезных ископаемых так же упала - сразу на 12,6%, при том, что в России наблюдается рост показателей в этом секторе на 2,9%. Ростовские цифры "потянули вниз" угледобывающие предприятия области: за три квартала текущего года добыча на них снизилась на 11,6%. Строительство жилья в Ростовской области так же снижается. Объём работ, выполненных в этой сфере с января по сентябрь, составил 76,2 млрд рублей - это почти на 20% ниже показателя прошлого года. В отчете областного правительство безработица продолжает отступать - в регионе создаются новые рабочие места. Но вот уровень оплаты труда в гражданском секторе в среднем в 8 раз уступает доходам на СВО.
Возвращение к прежним уровнем доходов может стать психологической проблемой для бывших участников СВО, когда они снова окажутся «на гражданке». Доктор психологических наук из Института когнитивной психологии РАН Оскана Дмитриева говорит: «С одной стороны, люди травмированы войной и в ряде случаев имеют агрессивный ПТСР. С другой – они могут столкнуться с разного рода дискриминацией. Например, не хотят на работу брать тех людей, которые вернулись с фронта, или еще что-нибудь в таком духе. Или же у них могут не совпасть ожидания от того, как их должны встретить после всего пережитого, как к ним должны относиться, с тем фактическим отношением, которое они видят. В зависимости от того, что происходит в этом взаимодействии, в каком состоянии они вернулись, соответственно, могут быть сценарии. Нередко совершенно формируются такого рода группировки. Нельзя сказать, что это обязательная и непременная история, но у нее высокая вероятность на то, чтобы быть реализованной".
Она отмечает и "самоощущение героев", которое возникает у участников СВО, и которое нередко не поддерживается реальностью, что вызывает конфликты: "Они пережили потерю близких, они пережили то, что им приходилось убивать и так далее. И когда они приезжают, возвращаются с фронта, они, допустим, ожидали, что у них будут льготы, ожидали, что у них будет должное медицинское обеспечение. А по факту встречаются с тем, что не могут получить протезы, по факту выплаты быстро потрачены, а новых доходов нет. И, собственно, нет той поддержки, на которую они рассчитывали" – завершает Дмитриева. Травмированная войной психика, часто наличие оружия привезенного с собой, отсутствие прежних доходов, а для кого-то и смысла жизни в мирное время – все это может стать настоящей гремучей смесью в душах бывших бойцов СВО в условиях падения уровней жизни и экономики региона.
- Антироссийский вектор: как Лондон выстраивает курс на «противодействие» РФ и КНР
- «План Украины бесперспективен»: что стоит за заявлением Генсека ООН о поддержке Минских соглашений
- «Плотно вовлечены в антироссийскую деятельность»: МИД РФ запретил ряду британских граждан въезд в Россию
- «Континентальная система безопасности»: почему в Евросоюзе снова заговорили о необходимости военной независимости от США
- «Противоречит радикальной позиции Украины»: почему в ЕС выступили за продолжение диалога с Россией