Цена развязанной Путиным войны на Украине достигла 29 млрд рублей в день для российского бюджета
Эти колоссальные расходы привели к тому, что на военные нужды тратится гораздо больше средств, чем на ключевые социальные и экономические программы. Например, за полгода армия «поглотила» почти полтора годовых бюджета программы поддержки национальной экономики, превышая расходы на здравоохранение и образование в разы. Особенно резко увеличились секретные статьи бюджета, главным образом направленные на закупку оружия и военной техники для фронта.
Содержание и набор новых военных, в том числе контрактников и «добровольцев», также обходятся бюджету всё дороже. Клюге отмечает, что выплаты военным увеличились на 25% по сравнению с прошлым годом и на 175% относительно 2022 года. В таких регионах как Москва и Санкт-Петербург добровольцам обещают разовые выплаты за подписание контракта с Минобороны в пределах 1,9-2,1 млн. рублей, а за год службы новоиспеченному контрактнику государству придется выложить более 5 млн. рублей.
Отдельное внимание следует уделить резко возросшим расходам на международное военно-техническое сотрудничество, включая закупки боеприпасов и ракет у таких стран, как Иран и КНДР. Эти сделки обошлись бюджету в сотни миллиардов рублей только за первые два квартала года. При чем закупленные образцы вооружений оказались на порядок хуже, чем «натовские» боеприпасы, которыми воюет Украина.
Планируемые военные расходы России на 2024 год составляли 10,8 триллиона рублей, что эквивалентно почти трети всех бюджетных затрат. Однако реальная сумма может превысить этот уровень на треть, достигнув 13,3 триллиона рублей к концу года. Это поставило бы Россию в один ряд с африканскими военными режимами, такими как Алжир и Южный Судан, где доля военных расходов в ВВП составляет 7-8%.
Потребности армии и силового блока, которые уже не безопасно игнорировать или урезать, могут поставить под угрозу бюджетную стабильность. Аналитики указывают на падение цен на нефть, что напрямую влияет на доходы бюджета. В сентябре стоимость барреля российской нефти Urals опустилась ниже 60 долларов, что значительно меньше расчетных 70 долларов, на которых основан бюджет. Это создаёт дополнительное давление на экономику, особенно в свете растущих расходов на проведение «специальной военной операции».
- Антироссийский вектор: как Лондон выстраивает курс на «противодействие» РФ и КНР
- «План Украины бесперспективен»: что стоит за заявлением Генсека ООН о поддержке Минских соглашений
- «Плотно вовлечены в антироссийскую деятельность»: МИД РФ запретил ряду британских граждан въезд в Россию
- «Континентальная система безопасности»: почему в Евросоюзе снова заговорили о необходимости военной независимости от США
- «Противоречит радикальной позиции Украины»: почему в ЕС выступили за продолжение диалога с Россией