Скачать

Скачайте Яндекс Браузер с расширением RT и будьте в курсе последних новостей!

 

Из-под земли достали. Почему нефтебазы пылают по всей стране.

На этой неделе зафиксированы последствия пожаров на двух нефтехранилищах Росрезерва в Ростовской области. По минимальной оценке, сгорело топлива на семь миллиардов рублей, серьезно пострадали при тушении пожара десятки сотрудников МЧС. Как выяснилось в ходе нашего исследования, по ряду причин, в том числе субъективных, за несколько лет до начала войны подземные резервуары реконструировали в наземные. В результате они оказались уязвимы для ударов авиации и беспилотников противника.

Сто тысяч тонн топлива сгорело — по минимальным подсчетам

В августе ВСУ поразили два стратегических объекта российского военно-промышленного комплекса в Ростовской области — нефтехранилища «База № 7» в Каменском районе и «Флагман» в Пролетарске. «Флагман» горел с 18 августа, «База № 7» — с 28 августа. О том, что пожар в Пролетарске ликвидирован, сообщило агентство ТАСС 4 сентября. «База № 7» еще горит. «Флагман» назывался раньше «Кавказ», но 21 апреля 2023 года его переименовали. «База № 7» известна как «Атлас», переименовали 28 апреля 2023 года. Также оба предприятия в указанные даты закрыли информацию о руководителях.

По состоянию еще на 23 августа в российскую прессу и каналы военкоров попали снимки, где 15 резервуаров были уничтожены, 3 частично повреждены — это 90 тысяч тонн топлива. Состояние еще 33-х резервуаров неизвестно. На «Атласе» уничтожены как минимум 3 резервуара — то есть еще 15 тысяч тонн. На самом же деле потеряно, вероятно, в разы больше топлива.

Подземные хранилища и бетонные саркофаги

Предприятия входили в состав Росрезерва и обеспечивали поставки нефтепродуктов российской армии — авиационный керосин для Южного военного округа. Резервуары были подземными, но в 2000-х их подняли на поверхность. Росрезерв хранит разные виды продукции для государственных нужд, подчиняется Правительству Российской Федерации.

Комбинаты «Атлас» и «Кавказ» построены в 1962 году по разработкам московского проектного института № 6. В резервуарных парках хранится топливо для реактивных двигателей, дизельное топливо и другие горючесмазочные материалы. Заводы доставляют нефтепродукты в хранилища по железной дороге. На «Кавказе» было 32 резервуара объемом 5000 кубических метров топлива каждый, на «Атласе» — 64 таких резервуара.

«Нефтехранилища были построены и введены в эксплуатацию буквально за год. Сразу после Карибского кризиса. Страна находилась в состоянии готовности к войне, поэтому резервуары расположили под землей», — поясняет эксперт нефтяной промышленности Иван Демидов. Подобные хранилища были построены и в других регионах страны.

В чистое поле, по нормативу

Хранилища приходили в негодность — со временем из-за солончаковых почв и грунтовых вод резервуары начали гнить. Особенно критично это было в Пролетарске — там солончаки выступают на поверхность рядом с предприятием. В 2003 году Госгортехнадзор ввел требования аварийной безопасности, которым оба предприятия не соответствовали. Руководство предприятий должно было отремонтировать резервуары и оборудовать хранилища в соответствии с новыми нормами.

«Органы требовали, а сотрудники их вели в чистое поле и спрашивали, мол, где новое оборудование устанавливать будем? Но правила есть правила. Надо! Нарисовали проект, вытащили благополучно наверх. Раньше могла пострадать только наливная эстакада. Теперь вот полыхает весь «Кавказ». На «Атласе» больше семидесяти резервуаров, двадцать сгорело», — прокомментировал техногенную катастрофу один из авторов проекта реконструкции издательству Известия на условиях анонимности.

Подземные ремонтные работы обходятся дорого и требуют сложных дорогостоящих технологий. Росрезерв воспользовался запретом на подземное хранение для реконструируемых и вновь строящихся складов нефтепродуктов в нормативных документах, заявил о реконструкции и поднял хранилища на поверхность.

Проект наземного «Атласа» утвердили в 2009 году, в 2019 демонтировали подземное хранилище и построили наземный комплекс на 74 резервуара. «Кавказ» начал подъем своих резервуаров раньше. Работы на нем велись 15 лет и уже в августе 2020 года Минобороны с Росрезервом провели на базе учения по отработке отпуска нефтепродуктов для армии.

Судьбоносное решение

На «Кавказе» резервуары были попроще и быстро портились, а вот на «Атласе» были буквально железобетонные саркофаги. Вертикальные низкие конструкции цилиндрической формы с бетонным основанием, накрытые бетонными плитами. Такой резервуар не то что пробить — даже попасть в него было бы трудно. Если бы и попали, сгорел бы один — пять тысяч тонн.

Росрезерв мог обойтись ремонтными работами и оставить резервуары под землей. Действующее законодательство запрещает не эксплуатацию, а строительство новых траншейных резервуаров в случае реконструкции или вновь строящихся складов нефти и нефтепродуктов. Однако оба нефтехранилища Росрезерва в Ростовской области было решено выкопать.

Виктор Демочко руководит «Атласом» более двадцати лет. В начале «карьеры» суд оштрафовал находчивого руководителя на 130 тысяч рублей за отмывание денег на предприятии. Незаконно полученная сумма превысила миллион рублей, что является особо крупным доходом. Демочко утверждает, что реконструкция хранилища была следствием запрета траншейных резервуаров. Его интерпретация нормативов дала возможность запросить бюджет на сооружение фактически нового производственного объекта.

Но и это не прошло гладко — в мае 2024 года новоявленная «База № 7» подала в суд на компанию «Южтехмонтаж» с требованием восстановить герметичность подземных камер, заменить 19 газоанализаторов, а также электродвигатели, электроприводы, задвижки пенотушения и восстановить работоспособность системы автоматического пожаротушения. Комбинат потребовал суд взыскать с ответчика почти 18 миллионов рублей. Компания «Южтехмонтаж» осуществляла реконструкцию резервуарного парка, в том числе монтаж вертикальных и траншейных резервуаров, технологических трубопроводов, эстакад, станции пожаротушения и других объектов. По содержанию судебного иска, рассмотрение которого 5 августа было в очередной раз перенесено, можно сделать вывод, что «Атлас» после реконструкции имел ряд технических проблем, одной из которых была неисправная система пожаротушения.

Директор «Кавказа» Виктор Литвиненко руководит предприятием с 2018 года. В течение года до него должность занимала Юлия Савицкая. До 2017 года много лет директором был Игорь Кушнарев. Также Кушнарев руководил предприятием по хранению и транспортировке нефтепродуктов с 2008 по 2011 год и организацией азартных игр с 2002 по 2004 год.

Только с начала 2024 года ВСУ порядка семидесяти раз атаковали нефтеперерабатывающие предприятия и инфраструктуру, находящиеся на территории Росси, в Крыму и на Донбассе. В мае 2024 года армия протикника уже отправляла дроны на «Кавказ». Тогда пожар удалось быстро потушить. После этого руководство, видимо, решило, что инцидент не повторится — и залило резервуары под завязку. Нефтебазу «Зенит» в городе Котельнич Кировской области ВСУ атаковали 28 августа — одновременно с «Атласом».

Последствия подъема хранилища — тысяча вылетов ИЛ-76

Сто тысяч тонн сгоревшего топлива — минимальный расчет, который можно подтвердить. Что это значит для российской армии ЮВО? Максимальная емкость топливного бака ИЛ-76 — сто тонн, танка Т-90М — около одной тонны. Потери топлива на двух предприятиях по самой скромной оценке — семь миллиардов рублей. Фактически ущерб гораздо больше, особенно с учетом затрат на логистику и прочие издержки.

Нефтехранилища «Атлас» и «Кавказ» должны были обеспечивать нужды Южного военного округа. Других предприятий, которые могли бы их заменить, нет. Если после пожаров эксплуатировать их будет невозможно, нашим военным придется организовать поставки из других регионов, то есть после потерь гигантского количества топлива увеличить затраты на логистику. Стоит отметить, что атаки путей поставки топлива — железной дороги — тоже уже были. Но даже если нефтебазы продолжат работу, считать, что они в безопасности, учитывая близость к зоне военных действий, уже нельзя.

Нет защищенных объектов в военное время

Наземные хранилища предприятий оборудованы для предупреждения аварии на производстве, и то, с нарушениями пожарной безопасности, как следует из судебного иска самого «Атласа». Защитить наземные резервуары от ракетной атаки могло бы ПВО, но необходимости в его установке Росрезерв не увидел. В случае «Атласа» рядом находится военное производство, на территории которого работает ПВО — поэтому нанести ему серьезные повреждения было сложнее.

Советский союз готовился к потенциальному военному противостоянию с противником десятилетиями. Планирование строительства городов, гражданской и тем более критической военной инфраструктуры происходило с учетом оценки вероятных последствий ударов противника. В России же до 2022 года эти риски, как мы видим на примере нефтехранилищ в Ростовской области, совершенно не учитывались. Решение начать Специальную военную операцию было принято из расчета, что армия противника не окажет сопротивления и украинцы быстро капитулируют. Теперь военные действия расширяются не территории России.

Украинские беспилотники, разработанные за несколько военных лет, успешно уничтожают критически важную инфраструктуру и производства в далеком тылу. А ведь успешных собственных новых разработок оружия у украинской армии до наступления российских войск в 2022 году в рамках СВО практически не было. И даже при пока еще существующем запрете бить по объектам в тылу России западным оружием российская инфраструктура уже на грани коллапса. Дальнейшее развитие событий предсказать трудно. Хорошо бы закончить противостояние, пока война не коснулась всех нас по-настоящему.

Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите «Ctrl + Enter»
Самые свежие новости России и мира на нашей странице в Facebook
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Уважаемые читатели, оставленные вами ранее комментарии в процессе миграции из-за смены платформы. В ближайшее время все диалоги вернутся
  • Лента новостей
  • Картина дня

Данный сайт использует файлы cookies

Подтвердить