Росстат заявил о повальном падении прибылей у российского бизнеса
По итогам июня сальдированный финансовый результат (прибыли минус убытки) по экономике в целом сократился в 4 раза в годовом выражении — до 860 млрд рублей. По сравнению с июнем прошлого года (3,27 трлн рублей) компании лишились более чем 2,4 триллиона рублей прибылей, или почти $27 млрд в денежном выражении. Относительно мая сальдированная прибыль по экономике стала меньше в 3,4 раза, или на 2,13 трлн рублей.
Наибольшие убытки понесли угледобывающие предприятия, которые после закрытия европейских рынков сбыта столкнулись с проблемой реализации своей продукции. По итогам первого полугодия угольщики сработали в минус: совокупный убыток отрасли составил 7,1 млрд рублей против прибыли в 282,5 млрд рублей за тот же период прошлого года.
Добыча угля схлопнулась из-за санкций и экономической блокады России, констатируют эксперты Высшей школы экономики: к концу июня морской экспорт угля из РФ обвалился на 17%, а вывоз коксующегося угля стал минимальным за два года после того, как главные клиенты угольщиков — Китай, Индия и Турция — резко сократили закупки.
Более 9% прибыли лишились металлурги, которые также остались с проблемой сбыта один на один без помощи государства. На 22%, согласно Росстату, просели прибыли нефтеперерабатывающих заводов, которые с начала года более 40 раз подвергались атакам украинских беспилотников и не менее 10 раз останавливали производство. Более 26% сальдированной прибыли потеряли компании розничной торговли, а если исключить автосалоны, то обвал стал почти двукратным — на 46,1%.
Российский бизнес теряет рентабельность по мере того, как экономика замедляется, а в банковской системе нарастают проблемы с трансграничными платежами. В июле 2024 года команда российского ЦБ спрогнозировала замедление экономики уже в текущем году.
В отчете ЦБ отмечалось, что производственные мощности и трудовые ресурсы страны уже «практически полностью задействованы, при этом загрузка приближается к 80 процентам». Обрабатывающая промышленность, торговля и сельское хозяйство входят в число секторов, испытывающих наиболее острую нехватку рабочей силы.
«Имеющиеся производственные мощности истощены», — заявил журналистам в четверг заместитель председателя ЦБ РФ Алексей Заботкин. «Темпы роста сдерживаются санкционными барьерами и физическими ограничениями на выпуск средств производства. Для этого экономике также нужна дополнительная рабочая сила», — сказал он, добавив, что нехватка рабочей силы «значительно обострилась».
Для решения этой проблемы российский бизнес прибег к повышению заработной платы. В первом квартале 2024 года номинальная заработная плата в России выросла на 19,2 процента. Во втором квартале рост несколько замедлился до 17,4 процента.
Рост заработной платы в сочетании с ростом бюджетных расходов подпитывают инфляцию, которая, как ожидается, достигнет 6,5–7 процентов к концу 2024 года, сообщил ЦБ РФ. Он также указал на «санкционные барьеры в платежах и логистике», которые привели к снижению импорта товаров в Россию.
В своем отчете ЦБ РФ изложил несколько других сценариев, включая «глобальный кризис», вызванный ухудшением отношений между США и Китаем, и «деглобализацию» экономики на фоне быстрого роста процентных ставок.
Если этот сценарий реализуется, он будет сопоставим с кризисом 2007–2008 годов. Для России это может означать более жесткие западные санкции, снижение доходов от энергоносителей и необходимость использования Фонда национального благосостояния страны, что может привести к его истощению уже в 2025 году, прогнозирует ЦБ РФ.
- Антироссийский вектор: как Лондон выстраивает курс на «противодействие» РФ и КНР
- «План Украины бесперспективен»: что стоит за заявлением Генсека ООН о поддержке Минских соглашений
- «Плотно вовлечены в антироссийскую деятельность»: МИД РФ запретил ряду британских граждан въезд в Россию
- «Континентальная система безопасности»: почему в Евросоюзе снова заговорили о необходимости военной независимости от США
- «Противоречит радикальной позиции Украины»: почему в ЕС выступили за продолжение диалога с Россией