После крупнейшего воздушного налета на Россию загорелся Московский НПЗ, а правительство засекретило данные статистику выпуска дизельного топлива
Украинская атака дронами по регионам России в ночь на 1 сентября стала крупнейшей с начала СВО, так заявило Минобороны РФ. По данным военного ведомства, регионы атаковали 158 беспилотников. На самом деле, количество запущенных украинскими военными устройств может быть еще больше, следует из сообщений региональных властей. До этого крупнейшую по числу запущенных дронов атаку Украина провела в мае. После атаки в ночь на 1 сентября загорелся Нефтеперерабатывающий завод в Москве и электростанция в Тверской области.
Украинские дроны атаковали 15 регионов России, говорится в сообщении Минобороны. Целью 11 дронов была Москва, следует из сообщений мэра столицы Сергея Собянина. Столько же беспилотников атаковали столичный регион 22 августа. Та атака стала крупнейшей для Московской области с августа 2023 года. После атаки беспилотников начался пожар на НПЗ в московском районе Капотня. По данным агентства, пожарные сообщили о выезде по пятому (максимальному) уровню сложности. Загорелось отдельно стоящее технической помещение, заявил мэр Собянин, но местные жители опубликовали видео огня над трубой НПЗ. Из-за атаки беспилотника по Московскому нефтеперерабатывающему заводу «Газпромнефти» была повреждена установка «Евро+», на которую приходится около половины мощности предприятия.
В Тверской области пять беспилотников, согласно заявлению губернатора Игоря Рудени, были сбиты над городом Конаково. После атаки начался пожар на местной ГРЭС. Помимо электростанции загорелось и газохранилище в нескольких километрах от ГРЭС, сообщили местные каналы. По заявлению властей, электрои газоснабжение местных жителей нарушено не было. Последняя крупнейшая атака ВСУ по регионам России произошла 17 мая. Тогда 51 беспилотник российские военные, согласно заявлению Минобороны, сбили над Крымом, 44 — над Краснодарским краем, шесть — в Черном море (надводные беспилотники), столько же — над Белгородской области и один – над Курской областью. Результатом той атаки стали перебои с электроснабжением Севастополя и пожар на Туапскинском НПЗ.
Российские власти решили наложить гриф «секретно» на новую порцию данных о выпуске топлива в стране после серии ЧП на нефтебазах и нефтеперерабатывающих заводах. Из опубликованного доклада Росстата о промышленном производстве были изъяты цифры о выпуске в стране дизельного топлива, мазута, а также сжиженного пропана и бутана. Эти данные больше не публикуются «на основании решения правительства РФ», сообщило ведомство. Решение засекретить еще больше данных состоялось спустя два дня после взрыва на Омском нефтеперерабатывающем заводе — крупнейшем в России. В результате ЧП на НПЗ, который выпускает десятую часть бензина и дизеля в стране, была остановлена установка первичной переработки нефти АВТ-11. В результате завод потерял 41% своей мощности. Есть все основания предполагать, что дела в нефтепереработке и нефтехимии идут всё хуже и хуже.
Тут необходимо иметь в виду, что основная часть оборудования, используемого в отрасли, - особенно на этапе высокого передела, при производстве наиболее высококачественной и высокомаржинальной продукции - импортная, причём производят его не Иран и Китай, а недружественные страны Европы и США. То есть, из-за санкций проводить ремонты на НПЗ становится крайне тяжело или в некоторых случаях невозможно. Когда 7 января у ЛУКОЙЛа на «Нижегороднефтеоргсинтезе» вышел из строя компрессор на установке каталитического крекинга, компания официально заявила, что не может быстро его починить из-за санкций и поэтому останавливает всю установку (одну из двух имеющихся). О том, что ремонт завершён, 7 июня на Петербургском экономическом форуме доложил лично вице-премьер Александр Новак. То есть, на замену детали ушло 5 месяцев, а масштабы потерь для рынка были таковы, что проблемой занимался один из ведущих чиновников правительства.
К сожалению, через два с половиной года Специальной военной операции противник перенял успешную тактику по уничтожению критической гражданской инфраструктуры, используемую Россией с 2022 года в качестве средства морального и экономического удушения противника. Обеспечить противовоздушной защитой и военные части на фронте и гражданские объекты критической инфраструктуры в тылу одновременно невозможно. Украинскими дронами уничтожена уже почти треть российской нефтепеработки, что грозит топливному кризису, отсутствию топлива на фронте и на гражданских бензоколонках. Гражданский сектор оказался не защищен против тактики противника, которую использовала и российская армия на территории Украины с 2022 года.
В то же время противник адаптирует жизнь гражданского населения под требования военного времени. Например, в Харькове, который находится под постоянными обстрелами с 2022 года, завершили строительство первой в мире подземной школы. В школе - 20 классных комнат и она рассчитана на прием 900 учеников в две смены. Еще в 2022-23 гг на 5 станциях харьковского метро были обустроены 19 аудиторий, в которых обучается более 2 тысяч детей. Спрос на обучение в подземных школах – огромный, ведь за 2023 Харьковская область стала второй в списке областей Украины с самой длительной продолжительностью воздушных тревог. Обеспечить безопасность ученикам при таких условиях реально только в подземной школе.
Пора признать, что на второй год проведения Специальной военной операции под ответными ударами украинской армии оказались и российские регионы, а также объекты инфраструктуры. Наши власти и общество уже сейчас могут наметить приоритетные направления, такие как:
- строительство подземных школ
- приобретение генераторов жителями регионов, где в дальнейшем возможны перебои с электроснабжением
- организация логистики и бесперебойного снабжения
- совершенствование системы оповещения о воздушных тревогах, а также приведение в порядок всех бомбоубежищ.
Регионы России становятся зоной боевых действий, и нужно адаптировать жизнь в них к новым условиям. Или же проводить действительно массовую мобилизацию миллионов людей, чтобы отодвинуть позиции противника вглубь Украины. Еще одним вариантом может быть завершение начатой более двух лет назад СВО.
- Антироссийский вектор: как Лондон выстраивает курс на «противодействие» РФ и КНР
- «План Украины бесперспективен»: что стоит за заявлением Генсека ООН о поддержке Минских соглашений
- «Плотно вовлечены в антироссийскую деятельность»: МИД РФ запретил ряду британских граждан въезд в Россию
- «Континентальная система безопасности»: почему в Евросоюзе снова заговорили о необходимости военной независимости от США
- «Противоречит радикальной позиции Украины»: почему в ЕС выступили за продолжение диалога с Россией