Раздутые расходы на армию Путина «убивают» экономику России, - The Economist
Пока российская армия пытается отвоевать аннексированные территории в Курской области, а главы регионов РФ ищут средства для найма добровольцев, экономика страны начинает «захлебываться» от истощения ресурсов и разогнанной инфляции. Проблемы с расчетами, санкции и статус изгоя постепенно, но уверенно разрушают остатки промышленного роста, который страна активно наращивала в довоенные годы, считают аналитики издания The Economist.
После повышения ключевой ставки до 18% российским ЦБ экономика во втором квартале начала заметно остывать. В мае и июне экономическая активность «значительно сократилась», согласно данным Центрального банка. Другие «реальные» показатели активности, включая опубликованные банком Goldman Sachs, указывают на то, что экономика замедляется.
При этом, несмотря на относительно низкие показатели безработицы, инфляция продолжает расти — в июле цены выросли на 9,1% в годовом исчислении, что выше целевого показателя ЦБ в 4%. Рост денежных доходов не может компенсировать постоянно растущие цены, отмечает экономист Владимир Милов и покупательная способность россиян быстро падает.
Потребительская уверенность значительно упала с тех пор, как президент Путин развязал войну на Украине. Уверенность россиян в собственном финансовом положении, согласно данным исследовательского агентства «Левада-центр», недавно схлопнулась до исторического минимума.
Сбербанк, крупнейший финансовый институт страны, отмечает, что в июне общие потребительские расходы упали на 20% в годовом исчислении.
Последние данные ЦБ о состоянии экономического роста резко контрастируют с 2010-ми годами. Тогда производство и доходы медленно, но уверенно росли. К 2018 году реальная заработная плата была выше, чем в 2012 году. Однако принятые санкции, который Запад ввел в ответ за развязанную войну на Украине, замедлили экономический рост страны. Также необычно жесткая фискальная политика ЦБ, включающая повышение налогов и ключевой ставки лишили бизнес дешевых кредитов.
Большая часть проблем с поддержкой экономического роста и наполняемости бюджета РФ объясняется падением налоговых сборов от продажи энергоносителей.
Не смотря на тот факт, что Кремль частично смог «пристроить» освободившиеся баррели нефти в странах из «дружественного списка», дисконты, которые постоянно требует Пекин и Индия «съедают» львиную долю прибыли. Если до войны Путин мог продавать газ по 270-300 долл. за 1 кубометр, сегодня эта цена вдвое, а то и втрое меньше. Та же проблема касается и экспорта нефти, которую Китая желает покупать по внутрироссийским ценам.
В первом квартале 2024 года общая стоимость физического экспорта России была на 4% ниже в долларовом выражении, чем за тот же период 2023 года, и на треть ниже, чем в 2022 году.
По словам экономиста Владимира Милова, жесткая монетарная политики ЦБ и повышение ключевой ставки не смогут обуздать инфляцию. Кроме того Путин продолжает тратить гигантские суммы на финансирование армии, в частности на разовые выплаты военным за подписание контракта. Однако Кремль не может вечно поддерживать дефицит бюджета за счет ФНБ и уже к концу этого года перед Москвой может стать дилемма – продолжать войну или еще больше повышать налоговое бремя для россиян.
- Антироссийский вектор: как Лондон выстраивает курс на «противодействие» РФ и КНР
- «План Украины бесперспективен»: что стоит за заявлением Генсека ООН о поддержке Минских соглашений
- «Плотно вовлечены в антироссийскую деятельность»: МИД РФ запретил ряду британских граждан въезд в Россию
- «Континентальная система безопасности»: почему в Евросоюзе снова заговорили о необходимости военной независимости от США
- «Противоречит радикальной позиции Украины»: почему в ЕС выступили за продолжение диалога с Россией