Беспрецедентные санкции привели к значительному ухудшению экономической среды в России, - The Economist
Не смотря на то, что в 2022 году Россия гораздо лучше выдержала последствия санкций, чем первоначально ожидалось, и в 2023 году сумела даже восстановить годовой рост до +3,6% на фоне существенного фискального стимулирования, в новом году ситуация существенно изменилась, пишут журналисты The Economist.
В первой половине 2024 года реальный рост ВВП РФ ускорился до +4,7%, согласно предварительной оценке. Наряду с рекордно низкой безработицей (2,4% в середине 2024 года), усилением инфляции и сохраняющимися высокими государственными расходами это говорит о том, что экономика перегревается. Однако такие ежемесячные показатели, как промышленное производство, розничные продажи и производственный PMI, указывают на постепенное замедление активности во втором квартале.
Инфляция потребительских цен неуклонно растет с минимума в 2,3% в апреле 2023 года до 8,6% в июне 2024 года, поскольку подавление импорта, нехватка рабочей силы, сбои в цепочке поставок и более слабая валюта оказывают повышенное давление на цены. Кроме того низкие цены на нефть и газ с 2023 года по сравнению с 2022 годом заметно ослабили спрос на российский рубль (RUB), который потерял около -30% в стоимости по отношению к доллару США с конца ноября 2022 года — когда вступили в силу нефтяное эмбарго Запада и ценовые ограничения.
Согласно прогнозам российского ЦБ общая инфляция останется высокой в течение всего года и вряд ли уменьшиться в последующих периодах. В ответ на ослабление рубля и устойчивое инфляционное давление ЦБ РФ повысил свою ключевую процентную ставку с 7,50% до 16,00% во второй половине 2023 года и далее до 18,00% в июле 2024 года.
Бюджетный дефицит России увеличился до -2,3% ВВП в 2023 году, в основном из-за роста расходов на оборону и социальных расходов, а также снижения доходов от экспорта энергоносителей. Ожидается, что военные расходы вырастут примерно до 6% ВВП в 2024 году, составив около трети всего бюджета.
В целом правительство Путина может финансировать дефицит только за счет выпуска внутренних облигаций (ОФЗ) и изъятий из Фонда национального благосостояния (ФНБ, суверенного фонда благосостояния). При этом следует отметить, что существенное сокращение ФНБ, а также потенциальное сокращение расходов в ближайшие годы будут иметь решающие среднесрочные и долгосрочные негативные последствия для экономики и благосостояния российского народа.
- Антироссийский вектор: как Лондон выстраивает курс на «противодействие» РФ и КНР
- «План Украины бесперспективен»: что стоит за заявлением Генсека ООН о поддержке Минских соглашений
- «Плотно вовлечены в антироссийскую деятельность»: МИД РФ запретил ряду британских граждан въезд в Россию
- «Континентальная система безопасности»: почему в Евросоюзе снова заговорили о необходимости военной независимости от США
- «Противоречит радикальной позиции Украины»: почему в ЕС выступили за продолжение диалога с Россией