«Мобилизовать нельзя медлить»: где поставить запятую в этом сложном уравнении?
Дмитрий Медведев сообщил о 30%-ном падении темпов набора новых военных на СВО на Украине. С начала года контракты с Минобороны РФ подписали «около 190 тысяч человек», сообщил в четверг заместитель председателя Совета Безопасности России Дмитрий Медведев. На совещании по удокоплектованию армии, Медведев заявил, что «среднесуточный темп набора составляет около тысячи человек». Эта цифра, по его словам, соответствует «поставленной президентом задаче по набору военнослужащих по контракту и добровольцев». Сейчас, в соответствии с этими данными, ежедневно отправляется в армию около тысячи человек. А полгода назад президент Владимир Путин озвучивал цифру в 1500. «С начала этого года в военкоматы пришли и подписали контракты свыше 160 тысяч человек. Каждый день у нас где-то тысяча с лишним приходят в военкоматы, добровольно», — говорил президент России в июне на Петербургском экономическом форуме. Вероятно, эти цифры включают в себя и контрактников, и добровольцев. К добровольцам могут относить тех, кто отправился на СВО от ЧВК, в рамках отрядов «Барс» и «Шторм-Z» (в последнем служат в том числе заключенные).
В прошлом году, обнародуя цифры по числу добровольно записывающихся на фронт, власти, как правило, уточняли, что речь идет «о контрактниках и добровольцах». «Только в этом году набрано около 490 тысяч военнослужащих по контракту и добровольцев», — говорил тогда еще министр обороны РФ Сергей Шойгу в декабре прошлого года. Владимир Путин во время прямой линии в конце 2023 также сообщал о 486 тысячах набранных «контрактников и добровольцев», или ежедневом притоке «в полторы тысячи по всей стране». Всего в прошлом году, согласно февральскому утверждению Сергея Шойгу, занимавшего на тот момент пост министра обороны, в армию добровольно пришли «почти 540 тысяч» человек. Если российские власти сохранят нынешний темп набора, то в этом году на СВО смогут отправить только 380 тысяч человек.
Пока что наше правительство решило, что новая мобилизация не нужна, в зоне СВО разгорается скандал. Бойцы, которые еле могут стоять на ногах – на костылях, с поломанными ногами и руками, иными травмами записали видео, что их отправляют «на передок прямо на костылях». Военная журналистка Анастасия Кашеварова опубликовала свое мнение, почему на передовую отправляют недолеченных бойцов?
«Проблема недолеченных бойцов на передовой связана с искаженной отчетностью, которая не отражает реального положения дел и численности личного состава. Отчеты утверждают, что все военнослужащие получили отпуска, а число контрактников и добровольцев превысило 500 тысяч. Однако все помнят, пишет она, как на самом деле происходил набор контрактников, когда мобилизованных вынуждали подписывать контракты. Это приводит к серьезной нехватке бойцов на фронте. Возникает вопрос: какова реальная численность подразделений? Взвод может состоять из трех человек, рота именоваться полком, а дивизия насчитывать менее тысячи солдат. Но в докладах используются стандартные наименования без уточнения фактической численности» - пишет Кашеварова.
Военкор Роман Алехин приводит аналогичное мнение: «Если числится у командира батальон, то сверху для батальона ставится задача. А то, что в батальоне может быть меньше роты по численности - командир боится сообщить, ведь ложь уже ранее была озвучена. И далее ложью покрывается ложь, а потом дальше лгут еще больше. И в итоге ГШ ставит задачи, которые просто не под силу выполнить».
Ситуация, описанная выше, может косвенно свидетельствовать о резком росте потерь. Штурм Авдеевки и наступательная операция российской армии под Харьковом унесли слишком много жизней наших бойцов. Военные эксперты выделяют следующие основные причины нехватки бойцов на фронте:
1.Длительное игнорирование важности дронов, что привело к значительным потерям.
2.Отправка на фронт необученных людей, что приводило к гибели опытных командиров, пытавшихся их защитить.
3.Проведение штурмов без должной артиллерийской поддержки, а иногда и с ошибочными обстрелами своих позиций.
4.Нерациональное использование специалистов в непрофильных боевых задачах.
5.Непрофессиональный подход, приводящий к гибели не только новобранцев, но и опытных бойцов.
6.Удаленность высшего командования от зоны боевых действий.
Сейчас командиры на местах сталкиваются с ситуацией, когда им в качестве пополнения присылают бойцов с серьезными травмами, но по отчетам это считается боеспособным пополнением. В результате в бой идут опытные командиры вместе с ранеными бойцами, что значительно снижает шансы на выживание.
О проблемах с набором новых военных на СВО может также свидетельствовать существенное повышение размера выплат за подписание контрактов (в некоторых регионах они уже достигают 1,5 млн рублей) и ежемесячные денежные вознаграждения участникам СВО, которые в среднем теперь составляют от 200 до 485 тысяч рублей. Очередной рекорд 10 июня установила Карачаево-Черкессия, подняв региональную выплату за заключение контракта сразу в 10раз - до 1,305 миллиона рублей. В августе 2023 года региональные выплаты практиковались в 52 регионах и их средний размер составлял 186 тыс. рублей, то есть с учетом федеральной выплаты завербовавшийся на СВО получал единовременно в среднем 290 тыс. (около $3100). Ко второй половине июня 2024 года средняя региональная выплата по 77 производящим их регионам составила уже 290 тыс., а финальная сумма выросла до 485 тыс. (около $5300). То есть за год выплаты выросли в 1,7 раза.
Шестерка регионов-лидеров предоставляет выплаты в размере от 800 тыс. до 1,5 млн рублей ($9–16 тыс.). Однако заключить контракт можно в любом регионе, независимо от места регистрации. Поэтому регионы- лидеры, по сути, как пылесосы вытягивают желающих из других регионов. В связи с этим некоторые слабые регионы, граничащие с сильными, даже не участвуют в соревновании выплат: желающие все равно поедут за контрактами к соседям. За шестеркой лидеров следуют 16 регионов с выплатами от 500 до 700 тыс. ($5,5–7,5 тыс.) и еще 23 региона с выплатами от 400 до 500 тыс. ($4,3–5,4 тыс.).
В среднем ежемесячное денежное вознаграждение за участие в СВО почти в три раза превышает среднемесячную российскую зарплату, а средняя единовременная выплата при заключении контракта составляет около 785 тыс. рублей. Это примерно соответствует двум годовым среднедушевым доходам в стране.
Такие условия контракта являются высококонкурентными для большинства регионов России. В особенности для периферии, где среднедушевые доходы и средние зарплаты значительно ниже средних по стране и даже по региону. Единовременная выплата позволяет одномоментно решить существенные финансовые проблемы семьи. Вместе с тем подобные выплаты меняют отношение к участникам «СВО» в обществе и подрывают образ Защитника Отечества, который как в Великую Отечественную войну ценой жизни встал на защиту Родины. Для многих россиян, новые контрактники в большей мере выглядят теперь наемниками и «солдатами удачи», чем защитниками отечества — воинами-патриотами.
От того, насколько успешно власти будут набирать добровольцев и контрактников на войну, зависит, возобновится ли масштабная мобилизация в России. На том же ПМЭФ президент Владимир Путин говорил, что «нет никакой необходимости» в возобновлении мобилизации, потому что «ежедневно где-то тысяча с лишним людей приходят в военкоматы». Но финансовые стимулы уже не способны обеспечить нужные объемы пополнения российской армии, об этом говорит и практика отправки в штурмы пациентов госпиталей. В то же время, практика привлечения защитников Родины путем постоянного повышения выплат формирует в обществе двоякое отношение к участникам СВО, а также формирует завышенные ожидания. Ведь будущим мобилизованным обеспечить такие объемы выплат будет вряд ли возможно. Тем сложнее будет проводить новую мобилизацию, когда придет время.
- Антироссийский вектор: как Лондон выстраивает курс на «противодействие» РФ и КНР
- «План Украины бесперспективен»: что стоит за заявлением Генсека ООН о поддержке Минских соглашений
- «Плотно вовлечены в антироссийскую деятельность»: МИД РФ запретил ряду британских граждан въезд в Россию
- «Континентальная система безопасности»: почему в Евросоюзе снова заговорили о необходимости военной независимости от США
- «Противоречит радикальной позиции Украины»: почему в ЕС выступили за продолжение диалога с Россией