Нападение террористов в Дагестане: почему Дербент и что делать дальше?
Боевики вечером 23 июня напали на православные храмы и синагоги в Дербенте и Махачкале. Нападения были синхронизированы. По последним официальным данным, погибли 20 человек: 15 полицейских и 5 мирных жителей. Глава Дагестана Сергей Меликов успел заявить, что теракты связаны с войной на Украине. Но вот по версии источников ТАСС и РБК в спецслужбах, боевики — сторонники международной исламистской террористической организации.
Церковь и синагога в Дербенте
В Дербенте примерно в 17:55 две группы террористов одновременно бросили зажигательные устройства в православный храм Покрова Пресвятой Богородицы на улице Ленина и в синагогу Келе-Нумаз на улице ТагиЗаде. В зданиях начался пожар. После этого нападавшие сразу открыли огонь по охранявшим здания сотрудникам полиции. Около 18 часов вечера в полицию поступило первое сообщение о ранении полицейского в Дербенте. У синагоги в Дербенте в результате стрельбы погибли четыре человека: охранник, полицейский и двое прохожих. Один полицейский получил ранения. Еще один полицейский был убит возле церкви. Кроме того, в церкви был убит 66-летний священник (отец Николай, прослуживший более 40 лет), террористы перерезали ему горло ножом. После этого преступники скрылись на белом «Фольксвагене Поло».
Церковь и синагога в Махачкале
Примерно через полчаса, в 18:30, в Махачкале другая группа боевиков открыла огонь по полицейским, охранявшим Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы на улице Громова. Охранник Михаил из церкви, вооруженный только газовым пистолетом, был убит выстрелом в голову. Столкновение с полицией произошло в нескольких метрах от церкви, на улице Мирзабекова. Издание Shot пишет, что боевиков было трое. В результате погибли четыре сотрудника полиции, несколько получили ранения. После этого боевики отобрали у местного жителя автомобиль ВАЗ-2114 и скрылись по улице Комарова в сторону железнодорожных путей. Перед тем как захватить машину, один из террористов стрелял в воздух, чтобы остановить ее. Примерно в то же время, когда было совершено нападение на церковь, в 18:30, другие неизвестные бросили коктейль Молотова в махачкалинскую синагогу на улице Ермошкина. На дверях здания они оставили указатели на суры и аяты из Корана. Синагога находится на той же улице, что и пост ДПС, поэтому сразу после нападения на нее началась перестрелка с полицией — боевики расстреляли машины с полицейскими.
Режим КТО и задержания террористов
После нападений в Махачкале и Дербенте был создан оперативный штаб. По факту нападений было возбуждено уголовное дело о теракте. Жителей Дагестана попросили не покидать дома без острой необходимости. Национальный антитеррористический комитет заявил, что в Дагестане введен режим контртеррористической операции, который отменили только утром следующего дня. В Дербенте появилась военная техника: вертолеты и БТРы, центр города был обесточен. Источник «Интерфакса» сообщал, что боевиков блокировали в ресторане «Хаял». Еще одна перестрелка велась в другом районе города, почти в 1 км от ресторана, недалеко от площади Ленина. Стрельба в Дербенте продолжалась до ночи. Погиб, в частности, начальник отдела полиции Дагестанских Огней, который приехал на подмогу.
В Махачкале перестрелки и столкновения тоже шли весь вечер. Один из боев был возле Свято-Успенского кафедрального собора, внутри которого укрывались 19 местных жителей. Также стрельба была в селе Сергокала, где, по сообщениям полиции, неизвестные обстреляли машину с полицейскими. Глава Сергокалинского района Магомед Омаров был задержан после того, как стало известно, что двое его сыновей принимали участие в атаке в Махачкале. По данным местных каналов, Омаров мог быть в обстрелянной машине.
Всего, по данным главы Дагестана, в ходе нападения в Дербенте и Махачкале погибли 15 сотрудников силовых ведомств, еще 17 получили ранения. Сообщается, что пятеро боевиков были убиты: трое в Махачкале и двое в Дербенте. Двое из них — сыновья главы Сергокалинского района Дагестана Магомеда Омарова, Осман и Адиль Омаровы. Еще один — его племянник. Магомед Омаров был доставлен в отдел МВД. Его уже исключили из «Единой России». Одним из убитых боевиков оказался боец ММА Гаджимурад Кагиров. Одним из участников нападения был также 36-летний Али Закаригаев — председатель совета отделения «Справедливой России» в Сергокалинском районе. Один из боевиков и его отец работали в дагестанской «дочке» «Россетей», в апреле компания оказалась в центре внимания: там прошли массовые задержания в связи с делом о мошенничестве на сумму свыше 2,8 млрд рублей.
Реакция властей
СК РФ возбудил дело по трем статьям — террористический акт (205 УК РФ), незаконное приобретение, хранение и перевозка оружия (222 УК РФ) и хищение огнестрельного оружия (226 УК РФ). Сейчас в Дагестане продолжаются оперативно-розыскные мероприятия, силовики ищут пособников террористов. 24, 25 и 26 июня объявлены в республике днями траура. Президенты Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана выразили соболезнования в связи с трагедией. Президент России Владимир Путин пока никак не прокомментировал случившееся. Федеральные каналы потратили 1-2 минуты на рассказ о первом за 12 лет двойном теракте в Дагестане. В итоговых выпусках новостей «Первый канал» и «Россия 1» ограничились короткими сюжетами о нападениях террористов на Махачкалу и Дербент, причем поместили их в конец выпусков.
Версии о заказчиках теракта
В своем ночном обращении глава Дагестана Меликов сказал, что за событиями в Дагестане стоят те же силы, что и за войной на Украине: «Сегодня мы все с вами в очередной раз ощутили себя участниками тех событий, которые происходят во всем мире. Раньше в большей степени участниками этих событий были те, кто принимает участие в специальной военной операции, кто защищает нашу страну на рубежах линии боевого сопротивления. Но мы должны понимать, что война приходит и в наш дом. Мы это ощущали и раньше, но сегодня непосредственно столкнулись с этой войной». А депутат Госдумы от Дагестана Магомед Гаджиев заявил, что за терактом в республике стоят спецслужбы Украины и стран НАТО.
С учетом того, что в подготовке теракта были замешаны представители дагестанской элиты, версия о заказе теракта со стороны нашего противника – Украины выглядит маловероятной. Эти слова дагестанских руководителей могут выглядеть скорее как попытка переложить ответственность за происходящее в республике. Мы видим, что участники терактов – это представители политической элиты региона, здесь фигурируют и партии «Единая Россия» и «Справедливая Россия» и вскрытые недавно хищения из госкорпорации на 2,6 млрд рублей. Вполне может быть, что часть похищенных средств использовалась для покупки оружия и тренировки боевиков. Российские спецслужбы, и главная из них ФСБ, несмотря на постоянно увеличивающиеся полномочия и рост финансирования преследуют провал за провалом. Ужасный теракт в Крокус-холле сразу после переизбрания нашего президента Владимира Путина, захват заложников в Ростовском СИЗО, а теперь вот нападение боевиков на Дагестан, которое погрузило регион в хаос.
Подобные провалы могли бы стать поводом для самых жестких кадровых решений, но все руководители отечественных спецслужб – на месте. Руководитель всесильной ФСБ Бортников занимает свою должность уже более 16 лет! Как использует наша главная спецслужба свои сверхполномочия и постоянно растущее влияние и финансирование? Увеличилось количество задержаний за донаты россиян в украинские благотворительные фонды и за донаты в адрес команды Навального**. Пока спецслужба тратит ресурсы на поиск гражданских, которые отправили 100 или 200 рублей доната куда не следует, настоящие головорезы из ИГИЛ* совершают в России теракт за терактом. В теракте погибли более 15 самых обычных сотрудников МВД, в то время как именно российские спецслужбы обязаны были предотвратить этот теракт, и имели для этого все необходимые ресурсы и исключительные полномочия по борьбе с терроризмом. Если Президент не видит этого, то нас – россиян, может ждать большая беда.
**Команда Навального – запрещенная в России экстремистская организация.
*ИГИЛ – запрещенная в России террористическая организация.
- Антироссийский вектор: как Лондон выстраивает курс на «противодействие» РФ и КНР
- «План Украины бесперспективен»: что стоит за заявлением Генсека ООН о поддержке Минских соглашений
- «Плотно вовлечены в антироссийскую деятельность»: МИД РФ запретил ряду британских граждан въезд в Россию
- «Континентальная система безопасности»: почему в Евросоюзе снова заговорили о необходимости военной независимости от США
- «Противоречит радикальной позиции Украины»: почему в ЕС выступили за продолжение диалога с Россией