Кто будет Родину защищать?
1 миллион рублей пообещал мэр Нижнего Новгорода каждому жителю, который отправится воевать в зону проведения СВО на Украине. Мэр Юрий Шалабаев объявил об увеличении выплат для добровольцев, теперь им будет выплачиваться 1 млн рублей из трех источников: бюджетов города и Нижегородской области, а также Минобороны РФ. Об увеличении выплат для отправляющихся на войну ранее сообщали власти Ростовской области и Краснодарского края. А Воронежская область стала 14-м российским регионом, который объявил о повышении выплат для новых участников СВО с начала 2024 года. Губернатор Воронежской области Александр Гусев в четверг заявил, что в регионе увеличат со 120 до 505 тысяч рублей разовую выплату для желающих отправиться защищать Родину на Украину. Вместе с аналогичной федеральной выплатой в 195 тысяч рублей сумма, которую будет получать новый контрактник в этом регионе, достигнет 700 тысяч рублей. Это больше, чем средняя годовая зарплата в области: по данным Воронежстата, к январю 2024 года среднемесячная зарплата составляла 55 792,8 рубля, или почти 670 тысяч рублей в год.
Увеличение выплат может свидетельствовать о сокращении числа желающих отправиться защищать Родину. На это указывают и опубликованные в апреле данные Министерства обороны, из которых следовало, что ежедневный приток контрактников сократился на треть по сравнению с 2023 годом. Особенно тенденция стала заметна в апреле и мае, когда о повышении друг за другом объявили губернаторы Ростовской и Владимирской областей, Башкортостана и Краснодарского края. Привлекать к подписанию контракта также начали подозреваемых и обвиняемых в уголовных преступлениях. Это не считая уже осужденных, которых теперь забирают вместо ЧВК Вагнер - в Шторм Z. Адвокат по уголовным делам Роман Кондауров, например, считает, что следователи «фактически тоже стали вербовщиками» и дают подозреваемым «разъяснительные» документы о возможности записаться в армию. Власти стремятся покрыть потери в живой силе и готовятся в течение лета мобилизовать разово еще 300 тысяч новобранцев. Но привлечение новых бойцов происходит пока не через принудительную мобилизацию, а путем привлечения на контракт, в том числе с помощью финансовых стимулов.
Нынешние темпы пополнения новобранцев, которые заместитель Председателя Совета Безопасности Российской Федерации Дмитрий Медведев обозначал как 30 тысяч новых бойцов в месяц, все с большим трудом покрывают потребности командиров. При таких объемах пополнении боевых частей говорить о крупных успешных наступлениях на позиции противника не приходится, что подтверждает и провал Харьковской наступательной операции под командованием генерала Лапина. Проводить быстрые операции с глубокими прорывами наша армия сейчас не может. В месяц на фронт прибывает примерно 25–35 тысяч человек за счет контрактников. Набор контрактников идет в том числе за счет иностранцев, осужденных российских тюрем, а также солдат-срочников, которые с лета 2023 года могут заключить контракт уже через месяц после призыва. Но эти пополнения не столько усиливают армию, сколько компенсирует потери. И с 2025 года российский бюджет лишится ресурсов для выплат огромных сумм контрактникам. Напомним, сейчас разовая выплата при подписании контракта в ряде случаев превышает миллион рублей, ежемесячные выплаты составляют 200-300 тысяч рублей. Офицеры с опытом получают больше. Наши отечественные военные эксперты сходятся во мнении, что для необходимости проводить мало-мальски успешные наступательные действия необходимо кроме замещения текущих потерь обеспечить привлечение не менее 300-500 тысяч новых бойцов сверху к текущим темпам вербовки. С учетом исчерпания возможностей привлечь добровольцев на контракт, пополнить армию еще на 300-500 тысяч бойцов без возобновления принудительной мобилизации вряд ли возможно.
Проведенная работа по модернизации мобилизационной системы в Российской Федерации оставляет ряд нерешенных проблем в части организационно-штатных расписаний подразделений, которые должны пополнить мобилизованные. Система добровольного набора также буксует, вследствие чего единовременные выплаты добровольцам дошли до 1 млн рублей. Несмотря на высокую потребность в технических кадрах, в текущей структуре их некуда призывать. Одним из вариантов являются временные штатные расписания как у добровольческих подразделений, но системного решения проблемы нет. Министерство обороны не готово в военкомате гарантировать работу по оговоренной специальности, что является большим препятствием для специалистов. Нехватка кадров ощущается и из-за пренебрежительного отношения к армии у граждан с высшим образованием, которые отучились на военной кафедре, либо получили категорию В (с ВУС 999, т.е. для военкомата они не являются специалистами, стыковка гражданских дипломов с ВУС отсутствует).
Система военкоматов в целом показывает неспособность к работе в изменившихся условиях. Те же воинские звания должны быть отражением компетенций и подготовки, но на практике становятся рудиментом. Звания не отражают более ничего, кроме как количество лет, проведенных на военной службе или того хуже – на военной кафедре в гражданском ВУЗе. Постоянно возрастающие потребности фронта в живой силе уже невозможно удовлетворить путем постоянного повышения выплат по контракту! Нам нужно уже сейчас это осознать это и готовится к будущей мобилизации – ведь без этого достичь целей Специальной военной операции, объявленной нашим Президентом Владимиром Путиным, будет невозможно. А с массовой мобилизацией отечественные военкоматы справятся очевидно лучше, чем с привлечением бойцов на контракт.
- Антироссийский вектор: как Лондон выстраивает курс на «противодействие» РФ и КНР
- «План Украины бесперспективен»: что стоит за заявлением Генсека ООН о поддержке Минских соглашений
- «Плотно вовлечены в антироссийскую деятельность»: МИД РФ запретил ряду британских граждан въезд в Россию
- «Континентальная система безопасности»: почему в Евросоюзе снова заговорили о необходимости военной независимости от США
- «Противоречит радикальной позиции Украины»: почему в ЕС выступили за продолжение диалога с Россией