Участникам СВО потребуется психологическая спецоперация: почему систему психологической помощи вернувшимся бойцам нужно экстренно реформировать
На психику солдата вне зависимости от возраста или звания, даже с высоким уровнем нервно-психической устойчивости, участие в боевых действиях оказывает разрушительное негативное воздействие. Это крайне важно, поскольку сотни тысяч россиян уже приняли участие в специальной военной операции на Украине, а значит, они потенциально в зоне риска. Из разных регионов России поступает информация о том, что новые ветераны регулярно вступают в конфликты и являются героями криминальной хроники. Однако полиция часто замалчивает и не расследует многие инциденты: ведь статус участника СВО теперь защищен законом. Стоит ли ждать роста криминала в России, как защититься от агрессии вернувшихся с СВО членов семьи, и что нужно сделать на государственном уровне для поддержки ветеранов – рассказываем в этом обзоре.
Самое частое послевоенное психическое расстройство – посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) – тяжелое состояние, возникающее в результате единичного или повторяющихся событий, оказывающих сверхмощное негативное воздействие на психику индивида. Причина травмы – неподготовленность к событию, из-за чего возникает снижение способности к действию или к адаптации, а учитывая усовершенствованные формы войны (частые бомбардировки, мощные взрывы, массовая гибель товарищей), шансы солдата получить расстройство превышают 50%. При ПТСР после психотравмы наблюдается группа характерных симптомов: флешбэки (непроизвольно повторяющиеся воспоминания), ночные кошмары и высокий уровень тревоги. Симптомы способны появиться как сразу после травмы, так и спустя много лет. ПТСР может привести к возникновению различных психических заболеваний, таких как депрессия, генерализованное тревожное расстройство, панические атаки, аддикции (зависимости), суицидальное поведение, агрессивность.
Исследования людей с ПТСР говорят о том, что ярче всего дезадаптация проявляется у тех, чьи изначальные установки и привычная картина мира были особенно травмированы, разрушены. Например, иллюзия собственного бессмертия, простого мира (что мир построен по таким-то правилам и все в нем понятно), справедливого мира. На войне именно эти базовые установки разрушаются, и те, для кого они много значили, наиболее сильно подвержены разрушению и дальнейшей дезадаптации, вплоть до клинических проявлений, в том числе – уничтожение себя (суицид) или уничтожение окружающих (убийства).
Как обычно, бизнес реагирует на риски быстрее, чем государство. Увеселительные заведения в России не хотят пускать людей в военной форме, потому что такие визиты зачастую оборачиваются скандалами или настоящими трагедиями. Эта тенденция выявилась еще в 2022 году, года контуженный и страдающий от ПТСР гвардии сержант и владелец медали «За отвагу» Станислав Ионкин взорвал и подпалил ночной клуб, где у него произошел конфликт с одним из посетителей. Тогда погибло 13 человек. Владельцы и сотрудники баров, ночных клубов и ресторанов после множества подобных случаев опасаются агрессивного поведения вернувшихся с войны с посттравматическим стрессовым расстройством. Опасаются их и соседи.
Вот рассказ Галины Степновой из Улан-Уде, она одна из многих граждан России, кто очень ждет государственных мер психологической реабилитации вернувшихся с СВО: "В соседней квартире живет семья. Двое детей, муж и жена. Родителям лет по 30. Раньше была семья как семья. А когда он вернулся оттуда, словно подменили. Примерно раз в две недели он крепко выпивает, и начинается. Сначала жестоко избивал жену на глазах у детей. Мы вызывали полицию, они его забирали, но почему-то через какое-то время отпускали, а он даже не успевал протрезветь и снова начинал буянить. Потом и вовсе полицейские отказывались забирать, говорили, что герой СВО и его задерживать нельзя! Он один раз с ножом набросился на соседа, который пытался его приструнить. В последний раз полиция приехала и уже через 15 минут уехала, а он остался на свободе. Такое чувство, что и полицейские его тоже боятся и не хотят связываться».
А подобные свидетельства оставляют жены героев СВО: «Вообще-то я жалею не хохлов, а переживаю за своего мужчину. Земля мне их и даром не нужна, мне муж нужен, отец моих детей. Мой муж очень патриотичен. Он не агрессор и не аккупант! /дословная цитата из социальной сети женщины/. Мне вообще страшно смотреть, он теперь напивается если, по вечерам, потом во дворе нашего дома окопы роет! Ждет атаки, и попробуй его успокой, просто прячемся в этом время дома и не трогаем его. Пока на нас домашних руку не поднимал и слава богу. С соседями конфликтовал, были драки пару раз, но пока без жертв».
Если учесть, что от ПТСР страдают примерно 50% вернувшихся бойцов, и подсчитать количество прошедших через СВО героев войны с бандеровцами (по официальным данным не менее 300 000 мобилизованных, и не менее 423 000 контрактников и добровольцев) становится ясно, что ждет российские семьи и города в ближайшие годы. Ведь пока большинство этих людей на фронте, но придет время возвращаться домой. Государство должно подготовить эти массы людей к тому, чтобы они заново учились жить мирной жизнью. По данным статистики департамента Верховного суда РФ только за 2023 год количество преступлений с участием вернувшихся с СВО преступников составило: более 4 375 в общем количестве, и более 1 135 в части насильственных преступлений против личности (убийства, изнасилования и др.). Организованная система психологической помощи военнослужащим могла бы сократить число будущих жертв хотя бы 5-10%. В целом количество приговоров в отношении ветеранов войны за год выросло в семь раз. Помимо насильственных преступлений (убийства и изнасилования), их судят за вождение в нетрезвом виде, оборот наркотиков, кражу, мошенничество при получении выплат и проч.
Но самое серьезное внимание нужно уделять помилованным президентским указам за участие в СВО бойцам ЧВК Вагнер и ЧВК Редут (также привлекает заключенных к военным действиям). Каждый месяц по президентскому указу по помилованию возвращается примерно 2 тысячи бойцов. Конечно, не все становятся на прежний путь, но процент происшествий в этой категории героев СВО намного выше, чем среди мобилизованных и добровольцев. Вот лишь некоторые случаи, которые вызвали наибольший общественный резонанс.
В конце 2023 мая в Новосибирской области под арест отправили подозреваемого бывшего бойца ЧВК Вагнер в изнасиловании двух школьниц 10 и 12 лет. Школьницы рассказали, что возле образовательного учреждения к ним подошел мужчина в возрасте 30-40 лет, который потребовал пройти за ним, угрожая достать пистолет и гранату. Когда дети отошли за гаражи, неизвестный изнасиловал их.
В Петербурге в начале июня 2023 вернувшийся с войны еще один боец ЧВК ограбил цветочный магазин, пригрозив сотруднице, что взорвет здание. Незадолго до этого наемник избил администратора кафе неподалеку. До вербовки он отбывал срок в колонии за убийство, грабеж, избиение и мошенничество. И вышел, отсидев всего 1/10 положенного срока.
В Карелии по обвинению в убийстве шестерых человек летом 2023 был арестован бывший боец частной военной компании «Вагнер», ранее судимый 37-летний Игорь Софонов, недавно вернувшийся с войны в результате полученного за участие в боевых действиях помилования.
В Самарской области в декабре 2023 боец ЧВК Редут, вернувшийся в апреле с войны и получивший амнистию, после возвращения домой похитил и жестоко избил 9-летнюю девочку, подружку своего племянника. Он бил ее головой об пол, затем отнес в баню, где продолжил избиение. Мотивы своего поступка он объяснить не смог.
Широкий общественный резонанс вызвал приговор экс-бойцу ЧВК «Вагнер», который сломал глазницы бывшей жене, избив ее на глазах у дочери. Женщина, которой пришлось заменить раздробленные кости лица титановой пластиной, добилась возбуждения уголовного дела об умышленном причинении вреда здоровью средней тяжести. Но обвиняемый предъявил суду как смягчающее обстоятельство медаль «За взятие Бахмута» и получил штраф в 5 тысяч рублей.
В январе 2024 бывший боец частной военной компании «Вагнер» из Дальнереченска, который был отправлен в зону проведения СВО после освобождения от наказания за убийство, снова предстал перед судом за лишение жизни человека, он зарубил знакомого за порицание СВО.
В марте 2024 в Кургане был задержан бывший военный из ЧВК "Вагнер" Андрей Фролов. Против 34-летнего мужчины возбудили уголовное дело из-за изнасилования девятилетней девочки, ученицы второго класса.
В Сургуте 10 апреля 2024 обвинили бывшего бойца ЧВК «Вагнер» в убийстве местного предпринимателя Арсенали Даудова на глазах у его семьи. Боец был ранее судим. 10 апреля он собирался вернуться в зону боевых действий. На данный момент подозреваемого заключили под стражу.
Понятно, что это лишь верхушка айсберга, большинство случаев остаются вне внимания общественности или вообще не расследованными. Поэтому не лишним будет обратить внимание на опыт нашего противника США, где существуют различные проекты, программы поддержки как самих солдат и офицеров, так и их семей. Например, некоторые посвящены профилактике суицидального поведения, есть специальная программа An Army Reserve, которая прорабатывает возможные проблемы, связанные с обязанностями солдата. Она призвана сбалансировать армейскую и гражданскую жизнь военнослужащего, в частности, помочь ему разрешить кризисные ситуации в семье, такие как потеря близкого на службе, развод, сложные взаимоотношения с ребенком.
Психологическая структура в армии России устроена иначе. Если за рубежом отношение к психологии всегда было более «прицельным», и этому направлению науки отдавалось много времени и финансов (от психотерапии до проблем военной психологии), то в РФ этой проблеме было уделено меньше ресурсов. Однако у России есть сильная научно обоснованная база, теоретическая модель – наработки отечественных психологов со времен СССР – военные, послевоенные экспериментальные данные, которую можно интегрировать в практическую деятельность. Чтобы снизить процент будущих жертв среди гражданских и помочь ветеранам СВО справиться с ПТСР и другими психологическими последствиями войны, необходимо уже сейчас разворачивать масштабную систему психологической помощи бывшим военнослужащим.
- Антироссийский вектор: как Лондон выстраивает курс на «противодействие» РФ и КНР
- «План Украины бесперспективен»: что стоит за заявлением Генсека ООН о поддержке Минских соглашений
- «Плотно вовлечены в антироссийскую деятельность»: МИД РФ запретил ряду британских граждан въезд в Россию
- «Континентальная система безопасности»: почему в Евросоюзе снова заговорили о необходимости военной независимости от США
- «Противоречит радикальной позиции Украины»: почему в ЕС выступили за продолжение диалога с Россией